Бобслей на Олимпийских играх 1932 года в Лейк-Плесиде

В 1923 году Международный Олимпийский комитет принял решение, что летние Олимпийские игры 1932 года будут проходить в Лос-Анджелесе в США. Однако Олимпийский комитет США решил не останавливаться на этом и подал заявку на проведение в 1932 году также и зимних Игр. Правила МОК этого не запрещали.

На право проведения Игр в 1932 году претендовали семь городов США: Бэр Маунтин, Йосемити Вэлли, Лейк Тахо, Дулут, Миннеаполис, Денвер и Лейк-Плесид. Конкуренцию им пытались составить канадский Монреаль и норвежский Осло. Не смотря на то, что ни один из городов США не отвечал всем требованиям МОК, было принято решение, что именно в США пройдёт Олимпиада 1932 года. Сын основателя спортивного клуба в Лейк-Плесиде убедил Олимпийский комитет, что именно его город сможет организовать эти соревнования никак не хуже летних Игр того же года. На 27-й сессии МОК 10 апреля 1929 года в Лозанне было единогласно решено, что городом-столицей зимних Олимпийских игр 1932 года станет Лейк-Плесид.

Игры должны были состояться во время Великой депрессии. В феврале 1930 года оргкомитет разослал приглашения 65 странам в надежде о положительном ответе хотя бы от 25 стран и 600 спортсменов. Однако экономический кризис начавшийся в США уже достиг Европы. За несколько месяцев до открытия Игр всё больше и больше европейских стран отказывались от участия, Швеция и некоторые другие страны предлагали и вовсе отложить соревнования до лучших времён. Олимпийский комитет и правительство США решили помочь европейцам — сделали скидку в 20% на тарифы для кораблей, отменили налоги на визы. Наконец, 252 спортсмена из 17 стран приехали на соревнования.

Церемония открытия Игр

После решения множества проблем с экономической и логистической точек зрения Игры были всё же открыты 4 февраля 1932 года. Губернтатор штата Нью-Йорк Франклин Рузвельт, который через 9 месяцев станет президентом США, открывал эти соревнования.

Ко всем финансовым проблемам, которые свалились на организаторов, они столкнулись с плохой погодой. Зима 1931-32 годов оказалась самой необычной за 147 лет. После обильных снегопадов в декабре, снега не было вплоть до открытия Игр. Снег доставляли от границы с Канадой по железной дороге. Во время соревнования по бобслею начались сильные дожди. Соревнования в двойках отложили на несколько дней, а соревнования четвёрок и вовсе провели после закрытия Олимпиады.

Трасса

Трек для бобслейных соревнований оказался самым спорным сооружением среди олимпийских объектов. В штате Нью-Йорк действовал закон, запрещавший вырубку деревьев в лесах гор Адирондак, однако для постройки трассы требовалось вырубить не менее 2500 деревьев. Местные экологи протестовали и отправили запрос губернатору штата. Также были протесты и против постройки такого объекта на земле, принадлежащей государству. После долгих обсуждений вырубку деревьев всё-таки разрешили, а чтобы сгладить недовольство общественности, председатель оргкомитета выделил собственную землю под эту стройку.

4 августа 1930 после согласования всех процессов строительство было начато. Уже к рождественским праздникам 1930 года всего через 138 дней трек был закончен и открыт. Инженером-разработчиком трека был берлинец Станислаус Зенцитски. Трасса в длину достигала полумили, ее средний уклон составлял 7-8%, общий перепад высот достигал 200 метров. Трек включал семь виражей. Конструкции для поворотов были построены из дерева и песка, а сверху намораживался снег и лед. Трасса на склонах горы Ван Хоевенберг стала самым современным, технически сложным и самым быстрым треком в мире. На первых тестовых стартах спортсмены достигали скорости в 76 км/ч, что стало рекордом того времени.

Трек стал самым большим по количеству зрителей. На соревнования четвёрок приехало 14 тысяч болельщиков. Эти соревнования стали самыми популярными за всю Олимпиаду. Стоимость строительства достигла 243 тысячи долларов.

Подробнее о трассе

Бобслей. Двойки

Впервые на Олимпийских играх проводились соревнования в бобслее-двойках. Заезды первоначально были запланированы на 8 и 9 февраля, однако их пришлось отложить на один день из-за плохой погоды.

Хьюберт Стивенс и Кёртис Стивенс, США, золото

Фаворитами соревнований в двойках считались местные спортсмены Хьюберт и Кёртис Стивенсы. В 1931 году на этой трассе они выиграли североамериканский чемпионат. Их главными соперниками называли чемпионов мира из Германии Ханнса Килиана и Себастьяна Хубера. Однако после первой попытки лидерство с более чем 6 секундным отрывом захватил швейцарский дуэт Рето Кападрутта и Оскара Гайера.

А вот во всех следующих попытках братья Стивенсы пошли на запрещённый впоследствии приём — подогрев саней и полозьев. В течение всех трёх попыток на глазах 10 тысяч болельщиков они показывают лучшее время, улучшая каждый раз рекорды трассы. В итоге Стивенсы становятся олимпийскими чемпионами. Швейцарцы стали вторыми. На третьем месте вторая команда из США, в составе которой выступал Джек Хитон, выигравший серебряную медаль в скелетоне на предыдущих Олимпийских играх. Четвёртое место заняли спортсмены из Румынии Александру Папанэ и Думитру Хуберт.

МЕСТО СПОРТСМЕНЫ СТРАНА 1 ПОПЫТКА 2 ПОПЫТКА 3 ПОПЫТКА 4 ПОПЫТКА TOTAL
1 Хьюберт Стивенс / Кёртис Стивенс (Hubert Stevens / Curtis Stevens) USA 2:13.10 (3) 2:04.27 (1) 1:59.69 (1) 1:57.68 (1) 8:14.74
2 Рето Кападрутт / Оскар Гейер (Reto Capadrutt / Oscar Geier) SUI 2:05.88 (1) 2:07.21 (2) 2:03.52 (2) 1:59.67 (2) 8:16.28
3 Джек Хитон / Боб Минтон (Jack Heaton / Bob Minton) USA 2:15.02 (4) 2:07.51 (3) 2:04.29 (3) 2:02.33 (3) 8:29.15

(все результаты)

Бобслей. Четвёрки

Правила соревнований к этим Играм было решено изменить. Теперь было введено правило, что в команде может быть максимум четыре человека.

Первоначально заезды четвёрок планировались на 11 и 12 февраля. Но из-за оттепели все четыре заезда решено было провести 14 февраля, т.е. на следующий день после церемонии закрытия Игр. Однако после многочисленных протестов спортсменов на плохие условия, третий и четвёртый заезды были перенесены на 15 февраля.

Главными претендентами считались первая команда США с пилотом олимпийским чемпионом 1928 года Билли Фиске, в четвёрке которого были серебряный призёр игр 1928 года Джейджей О’Брайен, олимпийский чемпион по боксу 1920 года Эдди Иган и олимпийский чемпион 1928 года в экипаже Фиске Клифф Грей. Также в числе лидеров была четвёрка местного пилота Хенри Хомбурегра, у которого в разгоняющих был Пол Стивенс, чьи братья Хьюберт и Кёртис стали чемпионами в двойках на этой Олимпиаде. Многие ставили и на победу экипажей из Германии.

Ханнс Килиан / Макс Людвиг / Ханс Мехлхорн / Себастьян Хубер, Германия, бронза

Однако у немцев ничего не получалось на этих Играх. Первые же тренировочные заезды оказались катастрофическими. Первая команда, пилотируемая чемпионом мира Вернером Заном, разбилась — вылетела в одном из виражей и пролетела 50 метров по воздуху. Трое из членов экпиажа получили ранения, а сани были сломаны. Другая четвёрка Фрица Грау также вылетела с трассы. Врезавшись в дерево, спортсмены получили тяжёлые травмы. Сани Грау были отданы Ханнсу Килиану, который смог-таки попасть на подиум, заняв третье место. Вторую команду Германии, которая заняла 7-е место, составляли немцы, живущие в США, а пилотировал её 45-летний продавец шампанского Вальтер фон Мумм.

В соревнованиях доминировал олимпийский чемпион Билли Фиске, завоевав золотые медали. Эдди Иган стал при этом первым спортсменом в истории, который выиграл золотую медаль как на летних, так и на зимних Олимпийских играх. Благодаря лучшему времени в четвёртой попытке вторая команда США стала серебряным призёром.

1 Билли Фиске / Эдди Иган / Клифф Грей / Джей Джей О’Брайен (Billy Fiske / Eddie Eagan / Cliff Gray / J. J. O’Brien) USA 2:00.52 (1) 1:59.16 (1) 2:07.89 (6) 1:56.59 (2) 7:53.68
2 Хенри Хомбурегр / Перси Брайант / Пол Стивенс / Эд Хортон (Henry Homburger / Percy Bryant / Paul Stevens / Ed Horton) USA 2:01.77 (2) 2:01.09 (2) 2:07.94 (7) 1:54.28 (1) 7:55.70
3 Ханнс Килиан / Макс Людвиг / Ханс Мехлхорн / Себастьян Хубер (Hanns Kilian / Max Ludwig / Hans Mehlhorn / Sebastian Huber) GER 2:03.11 (3) 2:01.34 (3) 1:57.41 (1) 1:57.40 (3) 8:00.04

(все результаты)

Исключение скелетона из программы

Соревнований по скелетону (тобогану) не было в программе первой зимней Олимпиады 1924 года, но они были включены в программу Игр 1928 года в Санкт-Морице. В Швейцарии была построена отдельная трасса специально для соревнований скелетонов. Она считалась уникальной и соответствующей всем международным правилам ФИБТ, но в то же время у спортсменов не из Швейцарии не было возможности постоянно практиковаться в скелетоне. Хотя одиночные заезды регулярно совершались на всех бобслейных трассах. В Лейк-Плесиде первоначально думали провести соревнования на той же трассе, что и в бобслее. Предполагалось сначала провести заезды скелетонов, а затем залить новый лёд для заездов бобов. Вопрос по трассе для скелетонов оставался единственным среди всех спортивных объектов – считалось, что остальные объекты соответствуют высочайшему мировому уровню. Затем появилась идея соорудить второй трек на склонах Ван Хоевенберга специально для скелетона. Но на совещании Международного олимпийского конгресса в Берлине летом 1930 года было принято решение исключить скелетон из олимпийской программы. Оргкомитет Игр в Лейк-Плесиде вздохнул с облегчением. Это решение сэкономило ему около 25 тысяч долларов.


Фото

Медаль Олимпийских игр

Четвёрка во время соревнований

Рето Кападрутт / Ханс Айзенхут / Чарльз Дженни / Оскар Гайер

Строительство виража Зиг-заг

Хьюберт и Кёртис Стивенс, США, золото

Рето Кападрутт и Оскар Гаер, Швейцария

Уильям Фиске, Эдвард Иган, Клиффорд Грей и Джей Джей О’Брайен, США, золото

Эдмунд Хортон, Пол Стивенс, Перси Брайант и Хенри Хомбургер, США, серебро

Уильям Фиске, Эдвард Иган, Клиффорд Грей и Джей Джей О’Брайен, США, золото